Прост. Экспрес. Очень сильно, до предела, до крайности.
[Смирнов:] Измучился как собака, ночевал чёрт знает где (Чехов. Медведь).
Прост. Экспрес. Очень сильно, до предела, до крайности.
[Смирнов:] Измучился как собака, ночевал чёрт знает где (Чехов. Медведь).
нареч, кол-во синонимов: 17
безумно (50)
весьма (46)
дико (71)
жутко (52)
зверски (55)
крайне (51)
крепко (61)
необыкновенно (52)
необычайно (46)
очень (192)
сильно (190)
совершенно (103)
совсем (94)
ужасно (78)
чертовски (57)
чрезвычайно (88)
шибко (34)
очень, сильно, необыкновенно, ужасно, шибко, весьма, крепко, крайне, необычайно, жутко, дико, безумно, чрезвычайно, зверски, чертовски
Ср. Я на даче, я на даче!
Сыро, холодно:
Ветер воет, как собака,
Дождь стучит в окно...
П.И. Вейнберг. „Я на даче".
Ср. Тусклая, неприветливая природа сообщала, весьма натурально, мрачный колорит чувствам поэта. Дождик лил теперь с удвоенной силой, ветер завывал как голодная собака, потерявшая своего хозяина...
Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 5.
См. колорит.
См. протекция.
кто. Разг. Предосуд. Кто-либо сам не пользуется чем-либо и другим не даёт пользоваться. О человеке.
- Лейтенант Княжко в этих делах - ясно кто? Как собака на сене, ни себе, ни другим. Заморочил голову бабе - и ни хрена. (Ю. Бондарев. Берег).
Завтра утречком и поедем. - Нет! Никуда я теперь не поеду! - отрезала Тамара… - Та-ак… Ты ко всему готова. А я поеду! Я в деревне давно не был. - Конечно! Ты же вольный казак… - А ты? Ты ведёшь себя, как собака на сене (В. Суханов. Преодоление).
кто, что быть; делать что-л.
Ни себе, ни другим.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц или социальный коллектив (Х), а также государство (L) имеет в своём распоряжении что-л., но не использует это и не даёт использовать другим. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х <L> - [как] собака на сене.
При подлеж. я, мы не употр.
В роли именной части сказ., обст., реже - доп.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Государство на акциях, как собака на сене. Оно привыкло к роли "держателя" ценных бумаг, а не управляющего ими. НГ, 2002.Дед жил один в трёхкомнатной квартире. Словом, как собака на сене. И сам не ам, и другим не дам. Литературная Россия, 2002.
Лейтенант Княжко в этих делах - ясно кто? Как собака на сене, ни себе, ни другим. Заморочил бабе голову - и ни хрена. Ю. Бондарев, Берег.
Хорошее государство сидит на своих деньгах как собака на сене. Само не тратит понапрасну и другим не даёт. Хорошее государство - скупое государство. Известия, 2000.
- Как всё это понимать? - Он хотел вывезти пакет из страны. - Куда, кому? - спросила Кира. - Полагаю, в США. - <...> Он хотел это сделать все сорок лет? - Не думаю. Сперва он просто сидел, как собака на сене, на этом пакете. Видимо, мысль переправить пакет в США родилась у Гилевского не так давно. После какого-то сигнала оттуда. Г. Глазов, Золотая табакерка Диомиди.
- Завтра утречком и поедем. - Нет! Никуда я теперь не поеду! - отрезала Тамара <...>. - Та-ак!.. Ты ко всему готова. А я поеду! Я в деревне давно не был. - Конечно! Ты же вольный казак... - А ты? Ты ведёшь себя как собака на сене. В. Суханов, Преодоление.
- Я знать о нём больше ничего не хочу. Он собака на сене. Бросил мою сестру, а когда она стала встречаться с другим, своими наговорами да интригами взял и испортил их отношения. (Реч.)
- Ты собака на сене. Дал деньги, а пользоваться ими не разрешаешь. (Реч.)
Правда, собственники ведут себя хуже, чем собака на сене. Они не желают следить за зданием (оно им просто не нужно), но и отдавать просто так тоже не желают. Вечерний Оренбург, 1999.
культурологический комментарий:
Выражение восходит к басне древнегреческого баснописца Эзопа о собаке, которая рычит на лошадей, не подпуская их к сену, хотя сама сена не ест. (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2002. С. 224.)
В основе образа фразеол. лежит древнейшая мифологическая форма осознания мира - анимистическая, т. е. олицетворяющая объекты зооморфного мира. В основе создания образа фразеол. лежит аналогия "животное - человек". Образ фразеол. восходит также к древнейшей архетипической оппозиции "свой - чужой".
Компонент фразеол. собака соотносится с зооморфным кодом культуры, содержащим представления о различных видах домашних животных, компонент "на" соотносится с пространственным кодом культуры, а компонент сено "скошенная и высушенная трава для корма скоту" - с растительным.
В основе образа фразеол. лежит метафора, уподобляющая скупого, жадного человека собаке, охраняющей то, что ей самой не нужно. В этом образе представлен также оксюморон, построенный на внутренней несовместимости образа, формируемого с помощью компонентов собака и сено: собака ни при каких обстоятельствах не ест сено. Кроме того, в создании образа фразеол. участвует аллитерация - повторение согласного звука "с" в начале слов-компонентов, что придаёт фразеол. особую звуковую выразительность.
фразеол. в целом выступает в роли эталона жадности, алчности, а также недоброжелательного, своекорыстного отношения к другим людям.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. (like) the dog in the manger, франц. n"en mange pas et n"en donne pas (ср. также le chien du jardinier).
автор:
И. В. Зыкова